Навигация
GPS-трекеры
Датчики
-->
Как воруют топливо? Мониторинг транспорта, датчики топлива
|
Существует большое количество схем воровства горючего и нецелевой эксплуатации техники на предприятиях.
Многолетняя практика показывает, что в Украине эта проблема существуют почти везде, где отсутствует контроль. Принимают участие в воровстве топлива не только водители и механики, но и даже руководители транспортных подразделений предприятия. Разумеется, участникам махинаций внедрение полного контроля неинтересно, и они будут всячески ему препятствовать. И если сопротивление водителя обычно выражается в попытках сломать систему, то противодействие начальства гораздо серьезнее. Для того, чтобы получить значимый эффект от внедрения системы контроля за транспортом на предприятии необходимо одновременно с установкой GPS-оборудования и датчиков топлива, применить жесткие административные меры. Системы контроля расхода топлива делают невозможным практически все существующие махинации персонала с топливом. Среди многочисленных видов топливных махинаций и иных нарушений можно выделить следующие наиболее распространенные.
1. Слив топлива из бака. Одна из наиболее простых махинаций - если норма расхода топлива на предприятии завышена, то у водителя появляются избытки топлива. Водитель берет свободную емкость и с помощью шланга сливает топливо. Затем топливо продается на «сторону», либо используется для заправки собственного автотранспорта.
КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА: Система выдает отчет обо всех сливах из бака с указанием объема, даты, времени начала и окончания слива. Также видно место на карте, где произошёл слив.
2. Покупка «левых» чеков. Если водителю выдаются подотчетные денежные средства на покупку топлива, он может приобрести на трассе «левые» чеки. При этом он отчитывается перед бухгалтерией предприятия за якобы фактическую заправку топлива, которой на самом деле не было. Водитель постоянно жалуется на то, что он не вписывается в принятую норму расхода топлива, ссылаясь на перегруз, встречный ветер, плохие трассы, пробки, плохое техническое состояние автомобиля и прочее.
КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА : Система выдает отчет обо всех заправках с указанием объема, даты, времени начала и окончания заправки. Заправок, подходящих под ненастоящий чек, в отчете отражено не будет. Водителю придется объяснять, откуда он взял этот «левый» чек.
3. «Левые» рейсы». При отсутствии должного контроля, водитель может выполнять рейсы, не только запланированные его руководством, но и по сговору с другими компаниями или частными лицами, не являющимися его работодателями. К примеру, вывезти машину песка не на отсыпку дороги, а на дачный участок. Или, завершив перевозку груза автопоездом на пару дней раньше, взять попутный обратный груз, сделав небольшой крюк в лишние 1000 км. Или, работая на маршрутном такси, сделать на несколько рейсов за смену больше, чем будет в его отчете.
КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА: Система выдает пройденный путь транспортного средства, и можно сравнить пройденный путь с количеством рейсов или планируемым километражем. Система позволяет полностью контролировать перемещения машины на карте.
4. Подкручивание одометра. Водитель подкручивает показания одометра или счетчика моточасов. Существуют специальные устройства, которые подключаются к этим приборам, и с их помощью производится накрутка до необходимых показаний. Иногда счетчик моточасов или спидометр целенаправленно выводят из строя, списывая по путевому листу якобы пройденный километраж и отработанные моточасы.
Водитель на подкрученный километраж либо сливает топливо, либо покупает «левые» чеки. Предприятие несёт убытки из-за упущенной выгоды, так как один час простоя техники стоит гораздо дороже слитых 50 литров топлива.
КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА : Система показывает фактический, истинный километраж и моточасы. Система позволяет также увидеть пройденный машиной маршрут на карте, выявив любые отклонения от заданного пути.
5. Продажа топливных талонов. Водители многих предприятий получают талоны на топливо для заправки на АЗС. Эти талоны легко продать, а заправиться в «кустах» , а разницу стоимости топлива забрать себе.
КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА : количество заправок в отчете сверяется с количеством топлива по выданным талонам. Если возникает разница, водителю показывают детализированный список заправок по датам и времени, и он вынужден объяснить, где недостающая заправка (неиспользованный талон). При этом на карте видно фактическое место заправки.
6. Сговор с оператором АЗС. В последнее время все больше предприятий стали использовать электронные топливные карты, избавившись от выдачи наличных подотчетных денег. Это качественно новая ступень в расчетах за топливо. В конце отчетного периода, например, один раз в месяц, топливная компания, картами которой пользуется предприятие, высылает по электронной почте весь список заправок детально по номерам карт; таким образом можно сверить чеки, предоставленные водителями с этим отчетом – все они должны полностью совпадать – «левых» чеков приобрести уже нельзя. Но и здесь есть свои слабые места. Так, водитель может вступить в сговор с оператором АЗС о заправке в бак, к примеру, 100 литров топлива, а выдаче официального чека на 200 литров. Деньги с топливной карты списываются за 200 литров, 100 литров попадает в бак, а за якобы заправленные 100 литров водитель получает наличные. От таких махинаций особенно существенно страдают международные перевозчики: водитель за свои деньги заправляет перед границей автомобиль по максимуму, а затем просто обналичивает деньги с топливной карты, где цена за топливо вдвое или втрое выше украинских розничных цен. Также водитель может заправить по своей карте чужую машину за наличные, либо залить какое-то количество топлива в канистру, впоследствии реализовав топливо.
КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА: система выдает количество фактически произведенных в бак заправок с указанием даты и времени заправки. Несуществующие заправки или недоливы сразу будут выявлены.
7. Заправка более дешевым топливом на трассе. На трассах постоянно встречаются пункты «сдачи-приемки» дизельного топлива. Как правило, это припаркованный на обочине старый бензовоз, или невзрачная на вид стационарная емкость. Водители, которые в силу каких-либо обстоятельств, не могут или не хотят продавать топливо на сторону, сдают его сюда. А другие водители, которые могут купить левый чек для отчета, еще стараются сэкономить и на покупке самого топлива. Качество топлива на таких псевдо-АЗС очень плохое. Такие заправки приводят к простоям техники, связанным с ремонтом узлов и деталей дорогостоящей топливной аппаратуры.
КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА: система показывает дату, время и место фактической заправки топлива в бак. Организовать совпадение времени/места в нелегальном чеке со временем/местом фактической заправки невозможно технически.
8. Сговор с топливозаправщиком. Махинация, похожая на сговор с оператором АЗС. Только в данном случае речь идет о недоливе топлива в бак автомобиля из бензовоза. Как правило, это происходит на закрытых объектах: карьер, стройплощадка. На таких объектах водителям не выдаются ни наличные деньги, ни топливные карты, ни талоны для заправки топливом – есть бензовоз и топливная ведомость, в которой расписывается водитель и топливозаправщик. Такие сговоры носят постоянный характер, объемы недоливов здесь достаточно велики.
КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА : система представляет список заправок с указанием даты и времени, таким образом данные сверяются с топливной ведомостью, и выявляются фактические расхождения.
9. Неэкономичный стиль вождения. Есть ряд факторов, прямо или косвенно влияющих на расход топлива. Стиль и манера вождения – один из главных. Так, на одном и том же полуторатонном грузовике проверенный опытом водитель «привозит» норму расхода – 16 литров на 100 км, а молодой, менее опытный водитель – 19-20 литров на 100 км. Разница может достигать 20-30%, а иногда и больше.
КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА: Она показывает, с какой скоростью ездил водитель, часто ли были замедления/ускорения. Итог: опытный водитель приезжает в гараж на час позже, но с нормой 16 л/100 км. Неопытный тот же объем работ делает на час быстрее, при этом часто ускоряется или тормозит, что приводит к повышенному износу резины, тормозных колодок и др., также повышается риск возникновения ДТП.
10. Фиктивная работа. На спецтехнике водитель заводит двигатель и всю смену работает на холостом ходу. Он списывает топливо по якобы отработанным моточасам иногда в сговоре с оператором или диспетчером. В итоге - работа не выполнена, топливо списано. Предприятие теряет деньги на топливо, заработную плату, а также несет потери за счет упущенной выгоды от невыполненной работы.
КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА: Система показывает фактическое потребление топлива двигателем. Разницу между реальной и фиктивной работой видно по отчетам системы.